Госдума приняла в третьем чтении закон о создании в России информационной системы мониторинга движения товаров от производителя до конечного потребителя с использованием контрольных (идентификационных) знаков.

Документ инициирован группой депутатов Госдумы от фракции «Единая Россия», он вносит поправки в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ».

Как отмечают авторы документа, в условиях интеграции российской экономики в мировую и ее функционирования в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в РФ требуется построить эффективную комплексную систему противодействия незаконному обороту товаров и внедрить единую национальную информационную систему маркировки и прослеживаемости их оборота.

Согласно закону, кабинет министров будет утверждать порядок создания, развития, ведения, эксплуатации информационной госсистемы маркированных товаров, а также ввода и вывода данных из нее. Также правительство будет определять оператора системы, порядок ее взаимодействия с иными государственными информационными системами, а также порядок внесения в систему данных об обороте товаров, снабженных средствами идентификации.

Такая система, как говорится в сопроводительных материалах, позволит наладить непрерывное информационное взаимодействие с другими информационными системами государств — членов ЕАЭС и обеспечить непрерывный обмен данными между таможенными и другими контролирующими органами, оптимизировать применение форм госконтроля без снижения его качества при внешней и взаимной торговле, сократить время на выполнение контрольных мероприятий и повысить уровень информационной безопасности.

Приоритетные для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту товаров отрасли промышленности закреплены в Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в РФ на период до 2020 год и плановый период до 2025 года. Это табачная, ювелирная, пищевая, легкая, фармацевтическая, медицинская, автомобильная, авиационная, топливная, химическая, электронная, кабельно-проводниковая промышленность, а также сельхозмашиностроение, производство строительных материалов, индустрия детских товаров, машиностроение, уточняется в пояснительной записке.

Законопроект вводит такие понятия, как:

  • «товары, маркированные средствами идентификации»
  • «товары, подлежащие маркировке средствами идентификации»
  • «средство идентификации»
  • «код маркировки»
  • «код идентификации»
  • «код проверки»
  • «технические средства проверки кода проверки»
  • «технические средства формирования кода проверки»
  • «участники оборота товаров»

Согласно финансово-экономическому обоснованию к документу, развитие, ввод в эксплуатацию и эксплуатация системы предполагается в рамках государственно-частного партнерства за счет частного партнера и без привлечения средств федерального бюджета.

Поправки ко второму чтению
Согласно принятым ко второму чтению поправкам, действие закона не распространяется на обработку оператором системы мониторинга данных о движении лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя. Обработка такой информации оператором информационных систем мониторинга будет проводиться в соответствии с законом об обращении лекарственных средств.

Обладателем информации, содержащейся в информационной системе мониторинга, является Российская Федерация. Информация, содержащаяся в системе мониторинга, является информацией ограниченного доступа. Доступ к этой информации обеспечивается оператором в порядке, определенном правительством, при соблюдении законодательства о гостайне, коммерческой тайне и иных охраняемых законом тайнах. Оператор информационной системы мониторинга может обрабатывать информацию, содержащуюся в системе, в статистических или иных исследовательских целях при условии обязательного обезличивания такой информации.

Документ вступит в силу с 1 января 2019 года.