Как электронная торговля проникает в сельскохозяйственную отрасль

Понятие e-commerce постепенно перестаёт ассоциироваться у аудитории только лишь с очевидной возможностью что-то купить или продать в сети, пишет The DairyNews со ссылкой на коммуникационное агентство The Mellows.

Электронная коммерция сегодня включает в себя наряду с финансовыми и торговыми транзакциями целый перечень вспомогательных процессов, без которых не обходится ни одна централизованная закупка.

Это и возможность заключить договор по сделке купли-продажи на самой площадке с помощью электронно-цифровой подписи, гаранта совершения сделки (ESCROW Operator), и проверка контрагента по дополнительным внебанковским параметрам (например, по уровню реальной удовлетворённости пользователей, внутреннему рейтингу доверия и т. п.).

А также получение оперативной информации о тендерах и условиях через мобильное приложение с минимальными технологическим барьерами, и глубинная детализация и визуализация торговой статистики для выявления точек кризиса или роста текущей закупочной стратегии.

Агротехнологические проекты на рынках многих стран, как развитых, так и развивающихся, активно экспериментируют с симбиозом электронной коммерции и классических технологий продаж: это американская Farmers Business Network и AgVend, канадский гигант Nutrien, аргентинский Agrofy, бразильский Instaagro, британский YAGRO.

Цифровые сервисы, созданные для более эффективного и качественного управления агрохозяйством, сегодня помогают производителям лучше продавать свою продукцию для фермеров, а фермерам — тщательнее контролировать и оптимизировать свою закупку, выбирая самые качественные для себя позиции по лучшей цене и условиям доставки и послепродажного сопровождения.

Следующим шагом проникновения маркетплейсов в аграрной отрасли стало появление платформ по реализации непосредственной сельскохозяйственной продукции с применением информационных систем предиктивного анализа цен и искусственного интеллекта. Например, в США биотехнологическая компания Indigo Agro запустила агромаркетплейс в 2018 году, предоставив американским фермерам и покупателям инструменты для онлайн-торговли.

Сегодня тысячи фермеров США продают миллионы бушелей зерна через этот механизм на сотни миллионов долларов. В Индии онлайн-платформа (eNAM) по торговле продуктами питания была запущена Министерством сельского хозяйства в 2016 году и объединяет фермеров 18 штатов и 2 союзных территорий. За всеми этими возможностями стоит цепочки совершенствующих глобальных бизнес-процессов, которые стали ядром стремительного процесса цифровизации современной экономики. Однако аграрная отрасль имеет довольно сложную структуру.

С одной стороны, достаточно понятное приобретение сельхозпроизводителями сельхозмашин, удобрений, топлива и много другого. Здесь спецификация и механизмы ценообразования понятны. Сама же сельхозпродукция, в отличие от промышленных и потребительских товаров, в основном имеет не такие чёткие спецификации и ценообразование. Отсюда необходимость достаточно широкого и сложного инструментария для эффективного маркетплейса, реализующего сельхозпродукцию.

Несмотря на миф об консервативности отечественной аграрной индустрия, её участники активно используют возможности электронной коммерции, в том числе и пытаются не только совершать закупки, но и реализовывать свою продукцию.

Российские разработчики маркетплейсов для аграриев идут двумя путями. Первый путь — это стандартное решение для электронных закупок и торгов, которое адаптируют в той или иной степени для игроков аграрного сектора. Второй путь — это попытки создать специализированные агромаркетплейсы, ориентированные на реализацию сельхозпродукции и создание прозрачных инструментов коллективных, деловых взаимоотношений, исключая внутриотраслевые сговоры.

Предлагаем вашему вниманию обзор ряда электронных торговых площадок в отечественной сельскохозяйственной отрасли. Обзор исходит из сформированного образа идеального решения для сделок купли-продажи на отраслевых рынках АПК.

Решений сегодня на российском рынке достаточно много, но мы выделили шесть критериев, которые позволяют говорить об уровне продвинутости:

  1. наличие возможности заключать договор покупки-продажи непосредственно на электронной площадке и проводить расчёты;
  2. возможность открытия на площадке эскроу-счета или ESCROW оператор площадки
  3. функция построения рейтинга контрагентов;
  4. возможности для анализа рынка, BI аналитика
  5. наличие интерактивной панели важной информации — дашборда;
  6. возможности осуществления доставки товаров контрагентам.

B2B-Сenter Центр электронных торгов B2B-Сenter — одна старейших в Рунете электронных торговых площадок для закупок и продаж в business-to-business сегменте. Сегодня также активно предлагает свой инструментарий для игроков рынка АПК.

Площадка предоставляет широкие возможности организовывать электронные торги всех основных типов — конкурсы, тендеры, аукционы, запросы цен и предложений, конкурентные переговоры — и использовать многочисленные дополнительные настройки: многолотовость, квалификационный отбор, переторжку, попозиционность, многокритериальность и другие.

Платформа не поддерживает возможность заключать сделки непосредственно на площадке, необходимо договариваться с контрагентом напрямую. На площадке отсутствуют функции открытия эскроу-счета, доставки, дашборда и аналитики рынка, в том числе возможности построения рейтинга контра