Опрос: какие перспективы у растительного мяса в России?
Растительные аналоги мяса — кулинарное развлечение для избалованного потребителя и модный тренд. По оценке инвестбанка BARCLAYS, объем мировых продаж альтернативного мяса в течение десяти лет может достигнуть 40 млрд.
Недавно стало известно, что ресторанные и торговые сети в России начали предлагать растительное мясо американского производителя Beyond Meat, созданное на основе горохового белка. По оценке инвестбанка Barclays, объем мировых продаж альтернативного мяса в течение десяти лет может достигнуть 40 млрд и составить 10% от всего объема рынка мяса.
«Агроинвестор» спросил у отраслевых экспертов и участников рынка, как они оценивают перспективы нового продукта и стоит ли отечественным производителям мяса готовиться к конкуренции с ним.
Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин:
Любой новый продукт имеет будущее, в том числе, растительная продукция со вкусом мяса, так как есть люди, любящие экспериментировать, падкие на хайп или просто любопытные. Насколько это будущее будет долгим и счастливым, говорить рано. Кроме того, альтернативное «мясо», возможно, будет пользоваться спросом у людей, которые по состоянию здоровья не могут есть настоящее мясо, но хотят наслаждаться его ни с чем не сравнимым вкусом.
Разумеется, преданные сторонники вегетарианства тоже первые в рядах будущих потребителей. Но при условии экономической доступности такого продукта.
Объем в 27 т, на который Beyond Meat планирует выйти к 2020 году на нашем рынке, просто мизерный — это всего лишь 100 тыс. бургеров за год, меньше, чем продает пара популярных бургерных.
И даже если компания выйдет на объем продаж в России в тысячу тонн, все равно они не составят никакой конкуренции нашим производителям мяса — поэтому никакой угрозы для отрасли нет. Наше потребление натурального мяса растет на 200–300 тыс. т в год. К тому же, искусственное «мясо» или его растительная разновидность по цене в ближайшие годы вряд ли будет дешевле настоящего, а значит позволить его себе смогут только более состоятельные люди, и то разово — просто ради того, чтобы быть в тренде.
В то, что в ближайшие 10 лет производство продуктов из растительного белка со вкусом мяса будет составлять 10% от потребления мяса, я слабо верю, так как это более 33 млн т, на эти объемы альтернативщики вряд ли выйдут.
В мире ежегодное среднедушевое потребление мяса сегодня составляет 43 кг, тогда как рекомендованная норма — 75–80 кг. В России тоже десятки миллионов людей пока потребляют мяса меньше, чем в среднем по стране (76 кг на человека в год), поэтому нашим животноводам есть куда расти как внутри страны, так и в мире. Тем более с учетом того, что к 2050 году глобальный спрос на мясо увеличится на 40% или почти на 125 млн т.
Я считаю, что есть настоящее мясо не только полезно и необходимо для здоровья, но и сексуально. Слабо могу себе представить, как можно, пригласив в гости девушку, угостить ее растительной котлетой. Вспоминаю знаменитую фразу Лизы из романа «12 стульев»: попробовал бы Лев Толстой написать «Войну и мир», сидя на вегетарианских сосисках.
Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев:
Ничего нельзя исключать, ведь в силу развития науки некоторые вещи, которые нам сегодня кажутся нереальными, через некоторое время становятся повседневными. Так было с мобильными телефонами, например. Однако в отношении еды люди более консервативны.
Мясо всегда было и остается основным источником животного белка, причем люди не только удовлетворяют им голод, но получают от него удовольствие. И мне слабо верится, что растительные аналоги смогут составить ему конкуренцию. Безусловно, производство растительного мяса будет развиваться, а сам продукт найдет своего потребителя, например, среди людей, которые озабочены экологией и против выращивания животных на мясо.
В целом, сегодня в мире выпускается 350 млн т мяса всех видов, и я сомневаюсь, что через 10 лет производители искусственных аналогов из растительного сырья или сделанных путем генной инженерии из животных клеток, выйдут на объем хотя бы в 30 млн т. Пока такое мясо — скорее экзотика, нежели обычное явление.
Хотя конкуренции между производителями традиционного и растительного мяса действительно есть, но воспринимать искусственное мясо как «гробовщика» для традиционного, безусловно, не стоит.
Президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев:
В отличие от многих стран, которые серьезно производят и наращивают объемы альтернативных животных белковых продуктов, Россия сегодня только начинает задумываться о возможностях их продвижения на рынок. Первые продажи, которые начали осуществлять ряд сетей магазинов и фудсервиса, пока еще недостаточно показывают статистику спроса, поэтому о будущем таких продуктов на нашем рынке говорить сложно.
Собственное производство искусственного мяса в России, безусловно, наладить можно. Вопрос только в том, придется ли этот продукт по вкусу нашему потребителю, и насколько сложно его будет производить в технологическом плане. Необходимо провести огромную работу в поиске правильного сырья, ингредиентов и оборудования, в отработке технологий, чтобы выпускать достойную и востребованную продукцию. Сегодня можно найти уже готовые технологии, использовать мировой опыт, а стоимость производства искусственного мяса снижается в силу освоения новых технологических режимов.
Что касается спроса, то, по большому счету, российский потребитель в отношении мяса очень консервативен: в лучшем случае структурные перемены в мясной корзине происходят в силу изменяющегося ритма жизни в сторону продуктов глубокой переработки, кулинарных изделий и полуфабрикатов, вытесняющих сырое мяса. На Западе потребители приходят к замене обычного мяса на растительные альтернативы в основном по двум причинам.