17 октября в Россельхознадзоре прошло публичное обсуждение результатов обобщения правоприменительной практики и причин возникновения типовых нарушений обязательных требований, в ходе которого выступила заместитель Председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova 5 Consulting» Марина Петрова. Она рассказала о тенденциях развития и экспортном потенциале российской молочной отрасли в текущих экономических условиях.

Марина Петрова отметила, что сегодня Россия остаётся одним из крупнейших импортёров молочной продукции. И одной из главных причин этого является низкий темп роста производства товарного молока — на сегодняшний день его производство растёт на 3-5% ежегодно и этого недостаточно для того, чтобы удовлетворить внутренний спрос на молочную продукцию. А для достижения самообеспеченности страны необходимо увеличить производство молока в 2,7 раза.

Эксперт отметила, что прежде, чем говорить о развития экспорта, необходимо достичь показателей продовольственной безопасности страны. Также для продвижения продукции на внешних рынках нужно соблюсти ряд условий, среди них: низкая себестоимость; конкурентоспособность; существенные инвестиции в продвижение; адаптация к конкретному рынку с учётом внутренних особенностей и потребностей страны.

Но в некоторых сегментах уже можно наблюдать небольшой рост — например, с 2012 г по 2017 г Россия нарастила объем экспортных поставок сыра и сырных продуктов на 177%, но в натуральном выражении экспорт возрос с 20 тыс. тонн до 47 тыс. тонн. А экспорт сливочного масла и масляных паст возрос за этот период с 1,4 тыс. тонн до 3,4 тыс. тонн. Однако сегодня географию российского экспорта, в основном, составляют страны бывшего СССР, которые лояльно относятся к РФ. А на развитие экспорта в другие страны может повлиять мировое информационное поле, в котором Россия зачастую преподносится в негативном ключе, становясь мишенью для новых санкций.

По мнению Марины Петровой, необходимо развивать навыки экспортных поставок и быть готовыми к неудачам при выходе на новые рынки. Компании, стремящиеся на внешние рынки, должны уделить особое внимание особенностям потребления, принятым в стране, на рынок которой они хотят выйти — изучать вкусовые предпочтения, инновационные упаковочные решения, а также возможности внедрения российских продуктов в привычные для жителей этой страны блюда.

«В первую очередь, для развития экспортного потенциала необходимо стабилизировать ситуацию на рынке внутри страны и добиться необходимых показателей самообеспеченности, все новшества должны вводиться с учётом единого экономического пространства и мировых требований, тогда, я уверена, Россия сможет начать конкурировать на внешних рынках».

отметила Марина Петрова.

Кроме того, эксперт подняла ещё один важный для отрасли вопрос — перспективы введения ЭВС для готовой молочной продукции. Система «Меркурий» сегодня работает в части учёта сырого молока, но после переноса сроков введения остановлено тестирование по цепочке «Ферма → Переработчик → Сетевой оператор». Молочная отрасль сегодня нуждается в уточнении позиции государства в отношении введения системы прослеживаемости готовой продукции «от поля до прилавка». Чёткая государственная позиция будет способствовать пониманию реальности и планируемых сроков введения ЭВС для готовой продукции и подтолкнёт предприятия, которые перестали относиться серьёзно к заявлениям регулирующих органов из-за последних переносов, к реальным действиям.