Росстат представил первую оценку ВВП за 2020 год

На динамику ВВП в 2020 году относительно 2019 года повлияло снижение внутреннего конечного спроса (–5,0%) и рост чистого экспорта товаров и услуг за счёт опережающего сокращения импорта (–13,7%) по сравнению с экспортом (–5,1%).

Объем ВВП России за 2020 г., по первой оценке, составил в текущих ценах 106606,6 млрд рублей. Индекс физического объёма ВВП относительно 2019 г. составил 96,9%. Снижение ВВП в 2020 году на 3,1% связано с введёнными ограничительными мерами, направленными на борьбу с коронавирусной инфекцией, и падением мирового спроса на энергоресурсы.

Неблагоприятная конъюнктура экспорта и снижение цен на энергоресурсы повлияли на снижение индекса физического объёма добавленной стоимости (–10,2%) и индекса-дефлятора добавленной стоимости (–17,6%) в добывающей промышленности. Изменение цен на нефтепродукты стало одной из причин снижения индекса-дефлятора валовой добавленной стоимости обрабатывающих производств (–0,3%).

В отраслях, ориентированных на обслуживание населения наблюдается более значительное сокращение добавленной стоимости: гостиницы и рестораны (–24,1%), учреждения культуры и спорта (–11,4%), предприятия транспорта (–10,3%), организации, оказывающие прочие услуги населению (–6,8%).

Увеличение тарифов на коммунальные услуги повлияло на рост индексов-дефляторов валовой добавленной стоимости предприятий, обеспечивающих электрической энергией, газом и паром (+3,9%), водоснабжением, водоотведением, утилизацией отходов (+6,2%).

Рост индекса-дефлятора добавленной стоимости относительно прошлого года в здравоохранении (+11,9%), образовании (+5,5%) и других отраслях сектора государственного управления связан с ростом средней заработной платы на одного работника в этих отраслях. Индекс-дефлятор ВВП за 2020 г. по отношению к ценам 2019 г. составил 100,7%.

Доля чистых налогов на производство и импорт снизилась с 11,3% до 10,9% за счёт сокращения налоговых поступлений (в основном, таможенных пошлин) и увеличения субсидий, связанных с мерами государственной поддержки бизнеса. Доля валовой прибыли сократилась, соответственно, с 42,4% до 39,6%.

Расходы на конечное потребление сократились по сравнению с 2019 годом (–5,2%). Это связано с падением потребительского спроса преимущественно на непродовольственные товары и услуги, повлиявшим на снижение расходов домашних хозяйств на конечное потребление (–8,6%).

Падение доходов и платёжеспособного спроса — одна из возможных причин, способных помещать росту российской экономики в 2021 году. Ранее сообщалось о расчётах кабмина, согласно которым к концу 2021 г. экономика России должна начать расти на 2,5%, должны вырасти реальные доходы граждан, безработица — снизиться до 5%. Кроме обозначенного, помешать росту могут и другие риски: резкий рост просроченных долгов, спад инвестиционной активности, прекращение поддержки занятости и рост безработицы в пострадавших отраслях.

Чтобы обеспечить прогнозируемый рост ВВП необходимо достичь увеличения потребительских расходов населения, частных инвестиций и экспорта. В Едином плане по достижению национальных целей развития отражено шесть основных направлений действий кабинета министров, которые должны способствовать достижению поставленных целей.

Первый этап, восстановительный, — это IV квартал 2020 года и весь 2021 год. Стоят три главные задачи: перейти к устойчивому росту реальных доходов населения и экономики в целом; восстановить наиболее пострадавшие сектора, включая малый и средний бизнес; и нормализовать уровень безработицы — выйти на уровень ниже 5% от численности работников.

Второй этап охватывает период 2022–2024 годов, где ключевая задача — обеспечить реализацию пяти национальных целей развития, поименованных в указе Президента. В частности, необходимо выйти на достижение соответствующих 25 целевых показателей. Основные характеристики этого этапа — рост ВВП выше 3% в год, реальных располагаемых доходов населения — около 2,5%, инвестиций в основной капитал — более 5% ежегодно, ненефтегазового экспорта — на 3–4%.

Первое направление действий, за счёт которых планируется добиться этих результатов, — развитие механизмов поддержки частных инвестиций на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Отдельное внимание будет уделено развитию инструментов поддержки самозанятых, индивидуального и малого предпринимательства. Третьим направлением действий станут секторальные меры поддержки, реализующие потенциал технологического развития и импортозамещения.

Четвёртый блок задач — регуляторика, улучшение делового климата. Пятое направление деятельности — поддержка технологического развития. Шестое направление — снятие инфраструктурных ограничений, развитие транспортной инфраструктуры.

Источник: nsmrf.ru