Стресс-факторы 2020 года могут отрицательно сказаться не только на аграриях, но и на бизнесе поставщиков средств производства
Посевная кампания стартовала в этом году раньше обычного, несмотря на целый ряд негативных обстоятельств. Падение цен на нефть, девальвация рубля, пандемия коронавируса, закрытие границ отнюдь не способствуют комфортной деятельности как растениеводов, так и животноводов.
Однако пострадать в этой ситуации могут не только сельхозпредприятия, но и производители ресурсов — техники и оборудования, СЗР и семян, минудобрений и прочего.
Из-за режима самоизоляции и падения цен на нефть во втором квартале 2020 года российская экономика может опуститься на 18%, а реальные располагаемые доходы населения — на 17,5%. Это будет предельная точка спада, после которой должно начаться постепенное восстановление, следует из апрельского прогноза Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ.
По итогам 2020 года сокращение ВВП составит 3,8%, оценивает банк. Национальное рейтинговое агентство (НРА) в своём макроэкономическом обзоре предложило три сценария развития российской экономики. Базовый сценарий предполагает рецессию до −3,3%, снижение зарплат на 3–3,2%, курс доллара в 85–90 руб. и инфляцию в 7,2–7,3%.
Добавленная стоимость в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве из-за режима самоизоляции в этом году сократится на 5,1%. Суммарный же ущерб для наиболее пострадавших от пандемии коронавируса отраслей экономики может достигнуть 17,9 трлн руб., оценило НРА.
Стресс-факторы
Минсельхоз по итогам 2020-го не исключает ускорения продовольственной инфляции из-за девальвации рубля и роста стоимости импорта. Основания для этого действительно есть, полагает замминистра сельского хозяйства Оксана Лут, поскольку ряд отраслей АПК зависит от импортной составляющей.
«Она присутствует в разной степени и в растениеводстве, и в животноводстве, и в переработке — импортные материалы, ингредиенты, препараты. Волатильность курса, безусловно, в разной мере оказывает влияние на каждую отрасль, где-то меньше, где-то больше»
сказала она.
Цена нефти Brent за неполные три месяца спикировала с 9/баррель в конце 2019 года до 5/баррель — минимального уровня за последние 17 лет, что ниже, чем при мировом кризисе 2008–2009 годов, напоминает старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин. Американский фондовый индекс Доу-Джонса упал аналогично нефти — со своего исторического максимума 28500 в конце 2019 года до 19900, то есть на 30%. До этого 11 лет он показывал стабильный рост с небольшими флуктуациями.
Биржевой курс доллара к рублю тоже установил исторический рекорд, добавляет он. В конце марта ситуацию в стране усугубило введение режима самоизоляции из-за распространения коронавируса. Несмотря на сложившуюся в середине весны непростую ситуацию, АПК продолжит прибавлять, уверена руководитель проектов компании «НЭО Центр» Екатерина Михалева.
«Россия вышла на уровень самообеспеченности по ключевым позициям и наращивает экспортные поставки. Рост валового продукта сельского хозяйства в реальных ценах будет и в дальнейшем расти (1,5–2% ежегодно в 2020-м и 2021 годах), а при открытии части экспортных рынков это повышение может быть больше»
говорит она.
Впрочем, негативные последствия тоже будут, в первую очередь для той части бизнеса, которая зависит тем или иным образом от иностранных поставок. Увеличение стоимости закупки или невозможность купить те или иные компоненты из-за пандемии будут заложены в цену конечной продукции, что, возможно, в дальнейшем приведёт к удорожанию продовольствия при отсутствии мер поддержки.
В кризисные периоды население отказывается от товаров не первой необходимости, тогда как снижение спроса на товары первой необходимости, к которым относятся продукты питания, относительно невелико. И всё-таки новый кризис ухудшит положение производителей сахара, птицы, свинины, считает Никиточкин. Главная здесь проблема — падение рубля, влекущее за собой увеличение издержек.
По прогнозу гендиректора Национального союза птицеводов Сергея Лахтюхова, себестоимость продукции птицеводства в ближайшие два-три месяца вырастет.
«Доля составляющих, которые зависят от курса доллара, в отрасли оценивается на уровне 25–30%. Это соевый шрот, премиксы, кормовые добавки, аминокислоты, суточные цыплята для родительского стада в опосредованной зависимости 30–35% составляющих: