Вопросы по маркировке пищевых продуктов
В соответствии с какими документами должна осуществляться маркировка пищевой продукции?
Маркировка пищевой продукции на территории ЕАЭС должна осуществляться в соответствии с ТР ТС «Пищевая продукция в части её маркировки» (ТР ТС 022/2011), а также в соответствии с требованиями технических регламентов на ту продукцию, которая производится.
В РФ требования в части маркировки пищевой продукции также установлены в следующих документах (помимо вышеперечисленных):
- в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей»;
- в ФЗ от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
- в ГОСТ Р 51074–2003 от 29.12.2003;
- в документах на ту продукцию, которая производится.
Каким образом изготовитель обязан предоставлять потребителю необходимую информацию о товарах в РФ?
Изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (п. п. 1, 3 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей»).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования, установленные в соответствии с законодательством РФ, к расфасовке и упаковке пищевых продуктов, их маркировке, а также к используемым для упаковки и маркировки пищевых продуктов материалам (п. 2 ст. 18 ФЗ от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).
Какая информация должна быть указана на упаковке пищевых продуктов в РФ?
Информация о пищевом продукте должна содержать следующие сведения (ч. 4.1, 4.3 — 4.9, 4.11 ст. 4 ТР ТС 022/2011; п. 3 ст. 18 Закона N 29-ФЗ; п. 3.5 разд. 3, разд. 4 ГОСТ Р 51074–2003):
- Наименование. Наименование продукта должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения и позволять отличать данный продукт от других. Придуманное название пищевой продукции (при наличии) должно быть включено в наименование пищевой продукции и расположено в непосредственной близости от него.
- Состав. Перед списком ингредиентов должна быть надпись «Состав». Обязательному указанию (независимо от количества) подлежат компоненты, употребление которых может вызвать аллергические реакции или которые противопоказаны при отдельных видах заболеваний (например, арахис, злаки, молоко и продукты их переработки). В составе должна содержаться информация об ароматизаторах, наличии компонентов, полученных с применением ГМО (в тех случаях, когда содержание компонентов из ГМО более 0,9%). При наличии в составе пищевой добавки указывается её назначение и её наименование, которое может быть заменено индексом. Не требуется указания состава в отношении свежих фруктов и овощей, которые не очищены от кожуры, не нарезаны и не обработаны подобным способом, уксуса, полученного из одного вида продовольственного сырья, а также пищевой продукции, состоящей из одного компонента, наличие которого можно установить исходя из наименования продукции;
- Количество. Количество указывается в единицах объёма, массы или счета. Для продуктов, продаваемых поштучно, допускается не указывать массу или объем.
- Дату изготовления. Дата указывается в зависимости от срока годности, для продуктов, срок годности которых исчисляется часами, в дате дополнительно указывают время изготовления.
- Срок годности. Указание срока годности осуществляется с использованием слов: «годен до», «годен». Срок исчисляется часами, месяцами, годами.
- Условия хранения. Указывают для продуктов, требующих специальных условий хранения (пониженная температура, определённая влажность окружающего воздуха и др.), если такие требования установлены. Для консервированных продуктов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки.
- Наименование и место нахождения изготовителя (адрес, включая страну) или фамилию, имя, отчество и место нахождения (адрес) ИП — изготовителя. Информация об адресе изготовителя импортных продуктов указывается на языке страны его места нахождения, латинскими буквами, при условии указания наименования страны на русском языке. В маркировке продуктов, поставляемых из третьих стран, указывается наименование и местонахождение импортёра. Когда сырье, полуфабрикаты, продукты (например, чай, кофе, молоко, крупа, растительное масло) поставляют на предприятия, осуществляющие обработку, которая меняет их свойства и/или превращает их в готовые продукты (в том числе фасованные), изготовителем и упаковщиком считают указанные предприятия. Кроме того, допускается наносить надписи: «Изготовлено под контролем…», «Изготовлено для…» с указанием адреса и наименования контролёра (заказчика).
- Пищевую ценность. Пищевая ценность (калорийность (энергетическая ценность), количество белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ) указывается в соответствующих единицах измерения и, как правило, приводится, если их значение в 100 г (мл, куб. см) либо в одной порции не менее 2% (для белков, жиров, углеводов и калорийности) и не менее 5% (для минеральных веществ и витаминов) от рекомендуемого суточного потребления.
Указанный перечень не является окончательным. На упаковке также может указываться информация о сроке хранения, о соответствии подтверждения качества продуктов, товарном знаке, рекомендации и (или) огра