В 2002 году несколько японских компаний сотовой связи, производителей телефонов и поставщиков услуг начали совместную работу над проектом инновационного применения новых камер мобильных телефонов.
Их основная идея была превратить камеры телефона в сканеры для того что бы извлекать закодированную информацию в том числе включая URLs и направлять ее непосредственно в мобильный интернет.
Как результат такого сотрудничества QR код стал распознаваемым в 90% мобильных телефонов Японского производства и стал используется в более чем половина из них для быстрого и легкого доступа к значительному объему информации вокруг.
В Японии, людей, что ведут Веб поиск через мобильные устройства гораздо больше чем тех кто ведет поиск через традиционные настольные компьютеры или ноутбуки. Это послужило импульсом к тому что QR код можно обнаружить повсюду — в рекламе и материалах для промоушена, на упаковке продуктов и торговых прилавках.
Существует другой вариант 2-D кода, для него нет никаких технических ограничений для запуска приложений подобных приложений с QR-кодом. Но в В2С маркетинге QR-код занял лидирующие позиции и он блестяще исполняет свою задачу.
Для тех кто не знаком как работает данная технология кратко ее можно описать следующим образом: Линейный штрих-код кодирует информацию в одном измерении — по горизонтали, чередуя различные комбинации темных полос и светлых пробелов и как правило кодирует около 20 символов. Универсальный код продукта (UPC)или ЮПС-символы отсканированные на кассе в магазине это наиболее известные из линейных символик штрих-кода.
ЮПС (UPC)-символы содержат только 12 цифр для идентификации товара в базе данных. Многие бы удивились, узнав, что цена на самом деле не кодируется в символах, а содержится в базе данных которая может находится в сотнях километрах от здания магазина.
Двумерные (2D) символы штрих-кода кодируют информацию в обоих направлениях, вертикальном и горизонтальном. Такая кодировка более эффективна и занимает меньше места. Наиболее известны две версии 2D кодировки, стековая и QR-код.
На картинке размещен PDF417 код который называют стековый или многорядный 2Д код. «PDF» расшифровывается как Portable Data File (Портативный файл данных), «417» это метод кодирования символов. Каждый символ состоит из 4 закрашенных областей и 4 пробелов и включает 17 модулей. Подобно линейному одномерному коду, стековый или многорядный код использует для кодирования затемненных областей и пробелов. Например PDF417 код используют в 45 штатах США для кодирования персональной информации непосредственно на водительских правах.
QR (Quick Response -быстрый ответ) это матричный 2-х размерный символьный код. Кодирование данных основано на позиционировании темных элементов на пробельном фоне. Декодирование QR кода представленного рядом несет информацию об авторе этой статьи в оригинале.
QR код был создан в 1994 году с целью оперативного декодирования большого количества символов. Сегодня QR-код является зарегистрированной торговой маркой Denso Wave и стандарта ИСО (ISO / IEC 18004) с бесплатной лицензией на использование.
QR-код способен кодировать более 7000 символов в одном символе, в то время как один символ штрих-код, как правило, хранит около 20 цифр. В QR коде те же 20 цифр займут места в одну десятую размера линейного штрих-кода.
QR-код легко распознаваем, благодаря трем четко обозначенным квадратам которые расположены в трех углах. Их называют «детекторами положения» и они позволяют легко найти и декодировать QR Code в любой ориентации и на высоких скоростях.
Существует также версия микро QR-кода, Микро версия позволяет экономить пространство, используя только один квадрат в качестве «детектора положения».
Микро QR-код может хранить максимум 35 цифр. Он был разработан для маркировки в ограниченном пространстве, например, на печатных платах и электронных деталях.
Совсем недавно для промышленности был разработан специальный QR-код получивший название iQRкод. При меньшем размере он вмещает больше данных. По форме iQE код может быть выполнен в виде прямоугольника. Пока устройства считывания iQR кода доступны только в Японии.
Но существует мнение, что мало шансов, что В2В приложения для Микро и iQR кода будут столь разнообразны как приложения для В2С созданные на основе традиционного QR кода.
Например, QR код воспроизводится не только черном и белом вариантах. Есть цветные и стильные дизайнерские решения. QR код на рисунке привлекателен и выполняет свое прямое предназначение — направляет на закодированную ссылку.
Среди множества неожиданных QR-код решений , выделяется монета отчеканенная Голландским Королевским домом в честь 100 летия Монетного двора в Утрехте. Монеты выпущены в июне 2011 года ограниченным тиражом. Серебряная монета достоинством в 5 евро и золотая достоинством в 10 евро. На одной стороне монеты есть QR код. Просканировав символ, вы попадете по адресу q5g.nl , где можно сыграть в игру с другими памятными голландскими монетами.