Стали известны возможные параметры одного из крупнейших государственно-частных соглашений — о создании системы маркировки, которая в будущем охватит значительную часть товарных потоков в России.

Проект документа был направлен в Минпромторг, говорит представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) — оператора системы, которым на 50% владеет структура USM Holdings Алишера Усманова и по 25% госкорпорация «Ростех» и управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий.

Расходы на создание системы оцениваются в 205,7 млрд руб. за 15 лет, рассказали человек, близкий к ЦРПТ, и два федеральных чиновника: 68 млрд — капитальные затраты и 137,7 млрд — операционные.

Государственные вложения не предусмотрены: расходы инвестора оплатят производители и потребители. За свои услуги ЦРПТ собирается брать 50 коп. без учета НДС за каждую единицу маркированного товара (за исключением жизненно необходимых лекарств дешевле 20 руб. — их ЦРПТ промаркирует бесплатно).

Кроме того, в будущем компания собирается зарабатывать на продаже аналитики. В среднем первые семь лет проекта ежегодно ЦРПТ рассчитывает получать прибыль в 1,5 млрд руб. и выйти на окупаемость за это время при доходности 16%, следует из проекта соглашения. От государства оператор получит исключительные права на информационную систему маркировки лекарств и шуб, которую создавала ФНС.

Частный партнер берет на себя все расходы и риски создания системы, подтверждает представитель Минпромторга, а государство обеспечивает своевременное принятие всех документов. Министерство, по его словам, направило в правительство основные условия соглашения. Представитель вице-премьера Максима Акимова, курирующего маркировку, отказался от комментариев.

Основные затраты пойдут на оборудование для регистрации выпуска маркируемых товаров. ЦРПТ ими оснастит за свой счет всех производителей, которых ждет маркировка, а также медицинские учреждения и аптеки. Еще одна строка расходов — создание самой системы маркировки. Затраты распределены в зависимости от графика подключения к системе новых товарных групп.

Проект маркировки стартовал в 2016 г. с меховых изделий. Сейчас их и лекарства маркирует ФНС, алкоголь — система ЕГАИС, табак и обувь — ЦРПТ. Но до 2024 г. под контроль ЦРПТ перейдут все группы товаров, первые 12 категорий — от духов и покрышек до фотокамер и постельного белья — с 2019 г. Оператором системы ЦРПТ стал без конкурса по решению премьера Дмитрия Медведева.

Участвовать в проекте хотел и Сбербанк — в начале июня его президент Герман Греф предложил в письме вице-премьеру Дмитрию Козаку использовать для разных групп товаров разных операторов, в том числе Сбербанк, а также допустил создание совместного предприятия с «Ростехом».

Переговоры еще продолжаются, Сбербанк отказ не получал, говорит человек, близкий к банку. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

Проект маркировки по капитальным затратам сопоставим с крупнейшими транспортными проектами ГЧП, замечает директор PwC Сергей Лузан.

Например, с участками платной дороги Москва — Санкт-Петербург, трамвайными проектами в Санкт-Петербурге. Для ЦРПТ проект может оказаться очень выгодным, считает партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин, доходность на акционерный капитал в 16% сейчас встречается не часто, обычно это 11–13%. Многие проекты ГЧП предполагают доходность ниже 16%, а срок окупаемости у большинства — 15 лет и более, рассказывает Лузан, кроме того, дополнительный доход инвестор может получить, привлекая «дочек» для производства оборудования и расходных материалов.

Доходность в 16% для такого рода проектов без налоговых льгот не сверхвысокая, не согласен партнер EY Дмитрий Ковалев, срок окупаемости достаточно длинный, риски частной стороны существенные, в том числе появления конкурентов. С учетом сложности и масштаба проекта доходность в 16% — минимально допустимая для бизнеса при существующих финансовых рисках, говорит представитель ЦРПТ.

С помощью маркировки государство рассчитывает бороться с нелегальной продукцией и серым сектором. По оценкам ЦРПТ, налоговые сборы после введения системы вырастут на 360 млрд руб., но есть и косвенные эффекты:

  • рост спроса на товары
  • повышение производительности труда

Успех проекта будет напрямую зависеть от того, станет ли оборот маркированных товаров повсеместным, от стоимости марки, а также от покрытия бюджетом непредвиденных затрат, предупреждает Лузан.

Финансовые параметры соглашения еще могут измениться. Пока в модель включены только 13 групп товаров, решение маркировать которые уже принято правительством (а также с учетом маркировки молочной продукции).

Кроме того, не учтены некоторые риски, в том числе из-за недостоверности статистики о производстве товаров, поэтому не ясно, сколько будет закупаться регистраторов, говорит человек, близкий к проекту. Еще один риск — будут ли вовремя подписаны законы, необходимые для внесения товаров в список маркируемых, продолжает он, все это может снизить ежегодную выручку на 10–20%.

Определение ЦРПТ единственным оператором в правительстве нравится не всем, знают два федеральных чиновника, даже Акимов недоволен назначением оператором проекта ЦРПТ без конкурса. Создание еще одного оператора может занять много времени, счит